Удочки Злодиевской Киевщины
Поплавочная удочка, используемая в современной рыбалке, не всегда имела такой вид. Когда не была так доступна технология химических волокон, когда пластик только входил во все сферы жизни, и правили бал металл, картон, дерево и ткань – рыболовные удилища были в основном из дерева, и лишь немногие счастливчики могли похвастаться экзотическими тогда бамбуковыми удилищами.
Созданная своими руками деревянная удочка хоть и ценилась рыболовами, но была тогда так же распространена, как современная композитная из стеклянных и карбоновых волокон. Вот о деревянных удочках тех времен я Вам и хочу рассказать.
Есть у нас известный всем в Обуховском районе город Украинка, чьё название пошло от имени старинного села Украинка. Но когда то давно село это называлось Злодиевкой. Старые люди сказывали, что около 200 лет назад здесь проходила дорога на Киев, и в Лысой Горе была пещера, в которой прятались разбойники, на украинском языке "злодії" (злодеи). А они были из этого села, вот с тех пор так и пошло – Злодиевка.
Но сейчас это уже давно территория частного сектора города энергетиков Украинки, именуемая у нас Старая Украинка. Местных теперь немного осталось, родительские хаты дети попродавали киевлянам и другим "понаехашим", а сами в городе живут, удобствами пользуются.
А приезжие там себе такие удобства создали, что и в городе многим не снились. Берега, как водится, заборами загородили, так что к воде теперь не пройти, а будешь наглеть, могут и стрельнуть. Хапуги они ведь такие, с законом и совестью не дружат, знай себе кубышку набивают, жрут надерибаненное да гадят везде.
Когда еще при Советах мои родители работали вместе с коренными злодиевцами, то и дружили семьями. Ну и в гостях бывали друг у друга регулярно, а нам детям конечно было в их дворах полное раздолье, к тому же они выходили на берег известного притока Днепра – речки Стугна. И побегать, искупаться, порыбачить – все было запросто.
Но как то раз мы гостили во дворе друзей, и я пока гонялся за хозяйскими котами, обнаружил очень интересное явление. На огромной шелковице привязанные к толстым верхним веткам висели несколько длиннющих ореховых хворостин метров по шесть, тонким концом к земле, и к каждой был привязан веревкой здоровенный камень.
На мой недоуменый вопрос, что это могло бы быть, родители ответили, что не знают. И посоветовали спросить у хозяев. И тогда мне провели ликбез, из которого я узнал – откуда у селян берутся, как Вы могли уже догадаться, удочки. Мне тогда это показалось интересным, и поэтому запомнилось. А сейчас, через 40 лет, я расскажу Вам, дорогие друзья, и возможно кому то это тоже будет интересно.
В какой месяц года – я не знаю, возможно это есть у Сабанеева, как и многое по самостоятельному изготовлению удочек, но скорее всего конец зимы – начало ранней весны, отправлялся тогдашний рыболов в лес, и выбирал длинные и стройные зрелые побеги лесного ореха лещины. Срезал целиком несколько штук по потребности, приносил во двор, и вешал высоко на сук, привязав каждую к нему за комель.
Удочка своими руками
Снизу прикреплялся камень поувесистей, как я уже говорил. В таком положении эти хлысты медленно теряли влагу в тени листвы, одновременно оставаясь идеально прямыми. Здесь важно было срезать побеги именно до начала движения соков в древесине. Потому что зимой древесина содержит только крохмал, и мало жидкости, поэтому она максимально эластичная и прочная.
Если упустить время начала сокодвижения, то крохмал превратится в растительные сахара, а ткани дерева и корней пропитаются свежим сладким соком, что сделает ветки, побеги и целые стволы непрочными и даже хрупкими. Это подтверждается тем, что зимние снегопады и ветра не способны сломать столько деревьев, сколько дождь со шквальным ветром может наломать в мае-июне.
И вот после полного высыхания прямых как струна заготовок, их снимают и аккуратно и полностью счищают кору и остатки сучков. Также придают правильную форму торцу комля, укорачивая в нужном месте, и формируют кончик в том его диаметре, какую по жесткости хотят получить в итоге удочку.
В результате такого подхода получались даже не средние, а довольно специализированные удилища, одни из которых делались более изящными, и шли для ловли карасей, плотвы и лещей, а другие получались намного мощнее, и могли запросто бороться с сазанами и сомами, выигрывая серьезные поединки. Этому, конечно, способствовало и то, что здесь нет соединений колен, удочка цельная по всей длине, а значит при изгибании под нагрузкой приобретает правильную форму, где отсутствуют неравномерные напряжения, что происходит в случае стыковки колен.
Но возможность под нагрузкой изгибаться "в бублик" без угрозы поломки у таких удочек исходит не от одной только эластичности лещины и её цельности. Именно технология последующей обработки во многом обеспечивает высокие характеристики деревянных удилищ. И если во времена Сабанеева были объективные проблемы с материалами и технологиями, то это компенсировалось возможностью ловли рыбы практически чем попало, хоть только срезанной хворостиной – ввиду большого количества рыбы в водоемах, было бы желание.
Во время технического прогресса технологии позволили производству сделать огромные шаги, но и природные ресурсы оскудели. Поэтому при всех сегодняшних в разы больших ухищрениях не так то просто поймать рыбу, а тем более трофейных размеров. Тогда новый импульс в изготовлении удочек из дерева вручную дало строительство Трипольской ГРЭС, и всего Трипольско-Обуховского промышленного узла.
Дело в том, что попавшие работать на производство жители села использовали эту возможность, в том числе, как доступ к материалам, технологиям, и инструментам, и смогли изготовленные удилища сделать еще более качественными и долговечными.
Для одного удилища бралась стальная труба подходящего диаметра, но чаще для целого охапка заготовок использовали соответствующую по диаметру трубу. Она заглушалась с одной стороны, а подготовленный пучёк будущих удилищ помещался внутрь, и заливался трансформаторным маслом, реже веретенным или турбинным.
Затем пламенем пропанового газового резака, в крайнем случае паяльной лампой, трубу равномерно нагревали до кипения масла, и проваривали в нем заготовки. Древесные волокна пропитываясь маслом, что и придавало всему хлысту очень интересные и необходимые свойства.
Во первых, удочка получалась еще более прочная и эластичная, вязкая, и не ломкая. Во вторых, после полного впитывания масла и окрашивания олифовыми красками снасть становилась абсолютно невосприимчивой к воздействию воды и атмосферных явлений и перепадов. То есть, не размокала, не рассыхалась, не растрескивалась, и не разрушалась другими способами. Также она становилась защищенной от нападения древесных жучков-пилильщиков. И в итоге такие удилища можно было класть в воду на рыбалке, хранить на улице, и при этом они могли служить десятилетиями, переходя даже от отцов к детям.
В удобном месте такой удочки прикреплялись изолентой выгнутые из медной проволоки два крючка для намотки лески, снасть снабжалась поплавком из гусиного пера, тростника или дерева, отгружалась свинцом и привязывался крючок. На том и вся удочка, с классической глухой оснасткой. Однако при определенном навыке, рыбы на такую снасть ловилось изрядно, а опытные рыболовы уже ловили довольно крупную.
Мотовило для лески на деревянной удочке
Но даже тогда уже были передовые по тем временам любители поплавочной ловли, которые ореховый хлыст оборудовали пропускными кольцами из проволоки, таким образом получая возможность значительного увеличения длины лески, и дальности заброса. И при полном отсутствии фабричных катушек, ловить в проводку было уже тогда и возможно, и очень результативно.
А при использовании этой же удочки без поплавка, получалась деликатная, но очень уловистая донная снасть с небольшим грузком, и этот способ ловли с тех пор называется "на покаток". Однако, в кооперации с токарями, рыболовы умудрялись обзавестись классно сделанной проводочной катушкой, которая даже могла превосходить хорошие зарубежные аналоги.
Вместе с тем, ущербная совковая промышленность плевать хотела на потребности рядового рыболова, и так и не удосужилась выпустить пристойного качества проводочную катушку для удочки. Да, мы до сих пор восхищаемся "Невской" катушкой, но беда в том что наколько она хороша для донки, настолько же практически не годится для поплавочной ловли, хотя было много попыток.
В условиях частного двора с домом и сараем вполне хватало места для хранения таких удилищ, а берег с уловистыми местами был настолько близок, практически в огороде, что проблем с их транспортировкой не возникало. Даже при поездке на более дальние угодья на телеге, мотоцикле или лодке, не было особой нужды в компактности удочки, поэтому они были цельными даже при более 6 метров длины. Но при любой длине, несколькими движениями размотав леску, рыбак был моментально готов к ловле.
А сделав несколько движений в обратном порядке, можно было так же быстро сложить снасть обратно. Есть такое выражение-призыв: "Сматываем удочки!" Оно как раз дословно и означает: собираемся быстро! И происходит именно от этого процесса. Потому что намотать леску на удочку и бросить снасть в телегу – это реально было полуминутным делом.
Народная мудрость заключается в накоплении и изучении опыта предыдущих поколений, в обработке их знаний, адаптации их к современным реалиям, и добавлении нового. И наш народ очень успешно всегда эти правила использовал. А научно-технический прогресс взрывообразно только ускорил и уплотнил эти процессы.
Деревянные технологии в 21 веке
Новые материалы, космические технологии в производстве рыболовных удилищ, немыслимые еще недавно характеристики лесок, и фантастические свойства плетеных шнуров – в это всё ещё каких то 20 лет назад невозможно было бы поверить.
Но очень хочется надеяться, что используя все более изощренные методы уничтожения всего живого на земле, Человек все же опомнится, и остановится в своих дремучих порывах, и проявит и использует интеллект для сохранения, и возрождения тех остатков хрупкого живого и беззащитного, что создавалось на Земле не им, и точно не для него...
Олег Гамов г. Украинка, 2017 г для Fishing-Market.com.ua